Кознями Бабы Яги наши любимцы отправлены на далекий-далекий пляж, где и лежат с антизагарными листочками на носах, чтобы потом встретить племя Пятниц и некоего дальнего родственника Кинг-Конга. Меж тем в стольном граде Киеве Костяная Нога вместе с подручным Колываном устраивает Князю дворцовый переворот и захват власти, запугав народ двумя гигантскими зайцами из ларца, идиотами с лица…

В общем, Отечество в опасности, "Может, Киев поджечь и отступить?", к ополчению из богатырских жен, старика Тихона, коня Юлия и Змея-Горыныча присоединяются вдруг коровы, все танцуют и поют… вплоть до титров, когда опять танцуют и поют. (Между прочим, кто уйдет раньше и не прочитает титры, не узнает, что финальный клип ставил великий Константин Бронзит).

Пятая часть саги о трех богатырях – замечательный повод подвести промежуточные итоги. Прежде всего, необходимо поздравить авторов самой идеи и всего полотна. Шутки шутками, а прошло без малого десять лет с начала анимационных полнометражных приключений героев наших былин и картины Васнецова. "Алёша Попович и Тугарин Змей" Бронзита вышел в 2004-м, "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" Ильи Максимова – в 2006-м, "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" Владимира Торопчина – в 2007-м, "Три богатыря и Шамаханская царица" Сергея Глезина – в 2010-м, вот подоспели "Три богатыря на дальних берегах" Константина Феоктистова. Продюсеры – Сергея Сельянов (Кинокомпания "СТВ") и Александр Боярский (Студия "Мельница"), Боярский еще и непременный соавтор сценария, а нынче единственный.

"Алеша Попович" не был первой полнометражной анимацией этой компании людей (начало отсчету дал "Карлик Нос" Ильи Максимова в 2003-м); то есть, некоторый опыт уже имелся и был учтен. Нельзя также сказать, что в 2004-м они были единственными, кто выпустил длинный мультфильм: на экранах появились "Незнайка и Баррабасс" Светланы Гроссу и Владимира Гагурина (производство Первого канала) и российско-германский "Щелкунчик" Татьяны Ильиной.

Коротышкам, придуманным хоть Николаем Носовым, хоть Анной Хвольсон, сочинившей рассказ про Баррабасса, можно было посвятить еще десяток картин; развить в анимации "Щелкунчик" затруднительно, но и у Гофмана, и у Чайковского есть еще сказки. Однако лишь богатырская сага получила продолжение. Почему? Да потому, что сошлись умения и качества авторов с запросами публики и обстоятельствами самой киножизни.

Среди достоинств авторов я бы выделила ироничность: взять национальное достояние и ласково посмеяться над ним не всякий горазд. Публика – впрочем, как и обычно, – жаждала героев: жизнь и кинематограф последнего десятилетия предоставляли таковых с весьма и весьма существенными оговорками. Кинематограф, понятно, отечественный, ибо всякие-разные супергеройские Человеки-Пауки нам не указ, что в итоге доказал от противного продюсерский проект Тимура Бекмамбетова "Черная молния" (2009) – даже и остроумный местами, но уже совсем забытый.

Последними героями нации как были, так и остались Виктор Цой и Данила Багров из балабановского фильма "Брат" (1997). Он, немаловажно, создан той же "СТВ" (привет "братской" традиции – афоризм из "Дальних берегов": "Сила должна в ум переходить"). Иные суперпопулярные персонажи вроде тех, что действуют в "Бригаде", являлись псевдо- или вовсе не героями. Совсем недавно, с выходом картины "Бригада. Наследник", ошибка наконец признана: стали говорить, что вовсе и не было никакого такого "бригадного" (читай: бандитского) героя. О, да. Просто с отечественным сознанием сыграл шутку русский язык, в котором слово "герой" такое двоякое.

Богатыри на фоне безгеройного времени пришлись более чем кстати. Понятие "патриотизм", абсолютно зашлакованное в эти же годы, получило в богатырской серии удивительную реабилитацию. Даже не знаю, с чем сравнить; приходит на ум лишь реклама банка "Империал" упомянутого Бекмамбетова: там отечественная история вписана в мировую, что большая редкость. Анимационная серия сосредоточена в границах русского космоса, "приподнятая" любовь к Родине (тот самый патриотизм) в ней приветствуется зрителями как раз благодаря иронии.

И чем больше в кино нас будут заставлять почитать Отечество и поучать в этом, тем сильнее каждый нормальный современный зритель будет таковому насилию внутренне сопротивляться. Сие – по определению, ибо невозможно прокламировать патриотизм картины, а тем более его "заказать государственно", что собрался делать Минкульт. События же самого последнего времени, так явно, так сильно и столь катастрофически разделившие Власть и Родину, Князя и Народ (а Богатыри – часть народа, а не власти), хочешь не хочешь, а заставят авторов сериала что-то придумывать с государевой службой своих молодцев. Если, конечно, захочется сохранить внимание взрослой публики.

Понимаю, что полнометражный анимационный фильм – не фельетон в Интернете и даже не программа "Куклы" в ее первом варианте. Что события развиваются куда стремительнее, нежели сказка сказывается, что нерв актуальности, во многом обеспечивший саге начальный успех, в параметрах десятилетия (смех над невоспитанностью новых русских или недалекостью правителя) и фейсбучная взбудораженность моментом – совсем разные вещи. Но без столь четко проявленного поначалу отклика на самочувствие читающего и смотрящего народа следующие серии рискуют превратиться в картинки на пищепродуктах и канцтоварах. А было бы жаль.

Ну и, наконец, еще одна причина успеха саги – отклик на обстоятельства киножизни. Во-первых, все фильмы о богатырях не детские, а семейные. Полагаю, можно не комментировать это обстоятельство.

Во-вторых, выход каждого приурочен к каникулам: "Добрыня Никитич…." – к весенним, остальные к новогодним, и нешуточная борьба за внимание зрителей весьма успешно выигрывается. Цифры, в которых это внимание выражено, побуждают гордиться уже самой отечественной анимацией как таковой. "Хоббиты" всех мастей пока еще рулят, но ведь, в сущности, ни по чему, кроме сборов, американские и наши фильмы нельзя и сравнивать. А если учесть еще "Ивана Царевича и Серого волка" (2011), сделанного теми же продюсерами и вышедшего в декабре 2011-го, то елка без мультфильма от "Мельницы" уже фактически непредставима.

В-третьих, каждая новая часть саги располагается в созданном универсуме "Богатырей". Все вместе называется довольно противным словом медиафраншиза и может рассматриваться в параметрах этого явления, порожденного коммерцией, но тянущего лапы выше и шире. (Параллельную жизнь героев саги на вещах и предметах тут не обсуждаем, хотя и аплодируем разнообразию ее форм.)

Как многие знают, медиафраншиза состоит из прямого продолжения событий первого произведения (сиквел), описания предыдущих событий (приквел), спин-оффов (от английского spin-off – раскручиваться) – произведений, где в центре персонажи второго плана, и прочих разновидностей игры с одними главными действующими лицами и единым стилистическим решением. (Не могу, кстати, удержаться и не привести замечательный неологизм "вбоквел".) Не следует думать, что все это изобретение наших дней: в Википедии, где можно почитать про все это сразу, первый пример – история четырех мушкетеров.

Однако не столь важно, каким термином обозвать две пока последние части саги, "Шамаханскую царицу" и "На дальних берегах", важно, что она строится аналогично мировому кинопроцессу. Там зарабатывают деньги, используя все нарастающую, культивируемую веком потребления инфантильность публики, которая (не) по-детски радуется от встречи с уже хорошо знакомым.

Не надо обольщаться и думать, что российская аудитория сложена иначе; кассовые сборы новой части будут отменные. Не исключаю, что богатырская сага в целом окажется сродни, при всей разнице их строения, франшизе про Джеймса Бонда. Эта эпопея без видимого конца даже в ситуации стилистических и эмоциональных повторов имеет неизменный успех, поскольку эксплуатирует привычку и надежду на "вдруг", даром что интеллектуально она давно выродилась. "Бонд" – словно очень пожилой, даже слегка маразматичный, но любимый дедушка, которого надо навещать по праздникам.

Было бы чертовски обидно наблюдать выхолащивание "Богатырей", и насчет новой серии зрители уже понаписали на сайте, рядом с восторгами, просьбы "собраться": мол, героев много, а история не сложилась, слишком быстро окончилась, шуток недостаточно… На мой взгляд, забавная, весьма актуальная идея ввести в действие двойников Богатырей (не по-нашему: клонов) пропала втуне, забитая мелкими событиями из жизни всякой нечисти вроде Бабы Яги. Так любимые герои пропали "в квадрате" – и физически были отправлены авторами в отпуск, и содержательно. А зрители не захотели с ними расставаться ради козней противного Колывана.

Кроме того, в этой серии не оказалось предмета для мягкой, но все же сатиры. Да, семейная франшиза может лопнуть от проблематики "наемнической", "гастарбайтерской" или же "эмигрантской" (меж тем настроение "пора валить отсюда" распространено гораздо больше, нежели "пора валить"). Но это смотря как пошутить. А съязвить, да позлее, про НАШИХ на дальних берегах – от вилл и лондонских судов до замашек руссо туристо – думаю, было бы вполне уместно. Скажете, дети не поймут? Но понимали же мы в свое время гимн свободе и песенку про охрану в "Бременских музыкантах"…

Примечательно, что на мой вопрос о том, какие серии было легче делать – первые или последние, Александр Боярский сказал: одинаково трудно. Удивляться не приходится. На заокеанских студиях огромные отделы заняты поисками сценарных идей, созданием "убойной" драматургической основы, разработкой истории посекундно. У нас о такой фабрике не приходится и мечтать; вот и твердит который год Сергей Сельянов во всех инстанциях о нищете на хорошие сценарии и сценаристов. Режиссеров тоже не избыток. Совсем молодой Константин Феоктистов, которого товарищи искренне поздравляли после премьеры "На дальних берегах", – не просто дебютант, а делал эту картину как свой диплом.

Однако очередной Открытый Российский фестиваль анимационного кино в Суздале впервые за свою 18-летнюю историю в этом году устраивает конкурс полнометражных анимационных картин. Их набралось аж шесть штук. Пока на сайте фестиваля нет названий, не знает их и Александр Боярский, но уже рад: возникает конкуренция. Она подхлестнет процесс, словно сила судьбы – коня Юлия.