«Как я могла купить это?» - сокрушаетесь вы, разглядывая дома приобретение. Свитер однозначно «ни подо что», у халата не хватает пуговицы. На ум приходят оправдания: либо продавец владеет гипнозом, либо вы снова прельстились низкой ценой и словом «распродажа». Чтобы раз и навсегда прекратить постшопинговые страдания, запоминайте правила умных покупок.

Укротить стихию. Первое, на что вы должны ориентироваться, увидев заветные слова «скидки», «распродажа», «акция» - реальные потребности. Все в курсе, что сиреневые туфли, купленные только потому что «дешевле некуда, авось надену» приводят к глобальным тратам и полной смене гардероба. Если синхронно с распродажным бумом вышли из строя сапожки или блендер, имеете полное право прогуляться по торговому залу.

Смотреть куда надо. Маркетологи и прочие мерчендайзеры – ушлый народ, знает, как заставить вас уйти с покупкой. Это по их коварным замыслам самый, так сказать, посредственный (или дорогой, словом, требующий первоочередного сбыта) товар располагается там, куда чаще всего падает взгляд – на средних полках стеллажей, у кассы, сразу у входа-выхода. То, что повыше качеством и адекватной стоимости, прячется наверху или внизу стеллажей.

«Терзают смутные сомнения...» Искомая вещь в ваших руках? Внимательно осмотрите её, задействовав разум. Ответьте, покупку действительно можно назвать выгодной или вы даже не потрудились сравнить цены до «распродажи», носу не казали в соседние магазины? Стоит ли она своей цены? Для удобства переведите цену в трудочасы, трудодни или привычную для вас альтернативную валюту – неделю питаться, купить те самые «авторские варежки», два абонемента в фитнес-клуб?.. Если ответы вселяют уверенный оптимизм, оплачивайте.

«Скажите, тётя, ведь недаром?..» Потрясающая юбка стоит смешных денег? Не подозревайте продавцов в наивности, наверняка тут есть секрет, призовите продавца к ответу, с чего вдруг «аттракцион неслыханной щедрости». Возможно, ткань красится или катастрофически садится после первой же стирки, или вещице строго противопоказана стирка – есть риск обанкротиться на химчистке. Вероятно, предыдущие покупатели уже жаловались или возвращали товар, отсюда снижение цены. Если продавец честно скажет, что вещь с браком, отложите её: носить это вы не будете (или будете, но редко и без удовольствия), а вернуть бракованный товар, будучи предупреждённым об изъяне, нельзя.

Вечные ценности. Не будем оригинальны – в плане одежды предпочитайте классику, даже если ультрамодная вещица стоит дешевле. Потому что траты на вещи «вне времени» оправдают себя и вас представят в выгодном свете, как обладательницу хорошего вкуса.

Защищённая статья расходов. Во время распродаж не скупитесь на вещи первой необходимости: топы нейтральных тонов, бельё «повседневных» вариантов, колготки – они первыми выходят из строя, поэтому лишними не бывают. Вышеуказанный товар можно и нужно покупать впрок, на этом и впрямь удастся сэкономить.

«Я не скупой, я домовитый». Выбирайте практичные материалы и цвета: белый свитер из пушистой ангоры безусловно превращает вас одновременно в ангела и снежинку, но это метаморфоза с ограниченным сроком действия в пару-тройку стирок. Более надёжное вложение денег – шерстяные вещи с добавлением синтетического волокна. Так же обстоит дело с замшевой обувью и аксессуарами: выглядят роскошно, но в кожаном исполнении прослужат дольше. Как показывает обширный опыт, не имеет смысла покупать вещи, которые малы на пару сантиметров или размеров. Расчёт «как раз собиралась худеть, вот и стимул» никогда не оправдывается.

По рукам? На распродаже вы имеете полное право спросить: «Это окончательная цена?», даже если красуется бирка «Скидка 50%», не факт, что это окончательный показатель. Если у платья нет пояса, неряшливо выглядит бисерная вышивка или обнаружен другой дефект, вы можете попросить снизить цену со скидкой.

Глазам не верю! Зачастую мы влюбляемся в вещи, надетые на манекены, и приобретаем их. Аккуратнее, это одна из маркетинговых манипуляций: стройные девушки из пластика обладают точёными фигурами и, увы, нечеловеческими пропорциями, на них часто надевают не самый ходовой товар, зная, что кукуольные изгибы «вытянут» самое безнадёжное платье. Меряйте перед покупкой одежду, к вещам с «чужого плеча» предъявляйте самые строгие претензии.

Очевидное, вероятное. Всегда сохраняйте чек! Это самый главный документ, по которому потребители могут отстаивать свои права. Если вещь куплена на распродаже – возврат возможен, если за границей – тоже, чек – всему голова.

«Хочу знать». Возникло ощущение, что кое-где работники торговли нарушают закон? Специально для бдительных покупателей Роспотребнадзор завёл горячую линию: 8-800-100-0004 (ежедневно с 10 до 17 часов, звонок по России бесплатный). Звоните, и добрые подготовленные люди дадут разъяснения, выслушают жалобы и предложения.